ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ №10 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
• Задание направлено на нахождение вводных слов, вводных предложений и обращений.
• Они не являются членами предложения, поэтому и «грамматически не связаны с членами предложения».
• Повторим теорию
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?
- Обращения обычно выражены именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.
- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?
- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам:Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда!
Вперёд тебе наука, друг.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.
Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.
Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.
Значения вводных слов Примеры
1. Различная степень уверенности:
а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно);
б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй).
2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению).
3. Источник сообщения (кому принадлежат сообщение) (по сообщению, по словам, по мнению (кого-либо).
4. Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например).
5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать). Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.
К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю.
Во-первых, я плохо знал эту местность, во-вторых, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала.
Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.
Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист». Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.
Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки — их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.
Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:
- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
- они легко убираются из текста без потери смысла.
Алгоритм выполнения задания
1. Найдите специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).
2. Уберите их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.
3. Попробуйте задать вопрос к слову, которое, как вы думаете, является вводным. Если не задаётся, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.