ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ №14 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Алгоритм работы при решении задания
1. Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
2. Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.
3. Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.
Теория
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
1. Сочинительная + подчинительная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
2. Сочинительная + бессоюзная связь
Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].
3. Подчинительная + бессоюзная связь
Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая … ) .
4. Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].