Перевести страницу

ОГЭ. Русский. Литература архив

ОГЭ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. А.С.Пушкин. Часть 1.

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «ЦЫГАНЫ».

Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам чувств. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества - южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.


В поэме"ЦЫГАНЕ"два необычайных героя -Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный - молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь - это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к


Земфире. Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. ..Оставь нас добрый человек!


Мы дики, нет у нас законов,


Мы не терзаем, не казним


Не нужно крови нам и стонов


Но жить с убийцей не хотим.. .


В "Бахчисарайском фонтане"Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Стихотворение"Я вас любил... "отражает эти убеждения Пушкина:


Но пусть она вас больше не тревожит


Я не хочу печалить вас ничем.. .


Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.


Как дай вам бог любимой быть другим.. .


Он желает ей всего, чего желал бы себе в её положении. Эти строки свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении"К***".Стихотворение "Керн"Пушкин написал в Михайловском, где он встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых. Пушкин очень романтично показывает образ своей возлюбленной: "чудное мгновенье","гений чистой красоты".Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее создать образ своей возлюбленной. Наступили тяжелые годы изгнанья:


...Тянулись тихо дни мои.


К новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:


И сердце бьется в упоенье.. .


Слезы, любовь, вдохновенье - вот спутники подлинной жизни Пушкина. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души - когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил, Второе состояние в момент душевного угнетения воспоминание утрачено. Третье-красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами. Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, воплощающие в себе ощущение жизненно полноты.


ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «ЦЫГАНЫ».


Теме внутренней несвободы посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Критическое разоблачение романтического героя, романтического идеала свободы составляет ее содержание. Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств. Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы. Такая независимость вовсе не приводит к счастью. Старый цыган философски принимает такой миропорядок, смиряется со своей участью, считая, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет вновь». В среде простых людей человек имеет право делать выбор. Здесь нет законов и условностей, но здесь нет места и гордыне. Алеко же хочет «воли» только для себя, не считаясь с чувствами живущих рядом людей. Поэтому устами старого цыгана выносится приговор Алеко, нарушившего порядок в жизни цыганского табора:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли…»

В поэме отражается кризис романтического мировоззрения поэта, надеявшегося на близкую победу революции на Западе и в России.


В ЧЁМ ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ АЛЕКО И СТАРОГО ЦЫГАНА? (ПО ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «ЦЫГАНЫ»)

Герой поэмы - романтический изгнанник - в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи  душных городов» к свободным, живущим простой, близкой  к природе жизнью цыганам.Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в  цыганском обществе, не желает признавать ее для других  (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы,  нарушает его мнимые «права»

   «Я не таков, - говорит он  старому цыгану.

     Нет, я не споря от прав моих не  откажусь».

Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно,  сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко.  К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает  «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим  несчастьем, считая, что это - нормальный порядок, что  «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы.

 « Ты зол и смел - оставь же нас»,- говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену  и молодого цыгана, ее возлюбленного.

Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти. Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т. е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т. е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.



КАК РАСКРЫВАЕТСЯ ТЕМА ЛЮБВИ В «ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА»?

Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они кажутся. Вопреки сюжетной сжатости, с такой лиричностью и поэтичностью, «Повести Белкина» имеют новаторское, продуманное построение. Насыщенность произведения и сам образ Белкина притягивающи для исследователей. По датировке видимо, что вымышленный автор появился только после написания отдельных повестей. И очередь создания не совпадает с принципом их расположения в конечном издании.

Чем отличается новый замысел Пушкина? Какие функции выполняет образ подставного автора Белкина? Одним из важных аспектов является целостность произведения. Большинство исследователей склоняется к тому, что образ Белкина объединяет все повести именно так, чтобы они могут быть восприняты правильно и глубже лишь в соотнесённости друг с другом, лишь в качестве единого целого. Без Белкина, в каком-то мере, мы как будто слепые пощупали слона и не могли понять, что это. А Пушкин нам создал Белкина на помощь.

 

Белкин и рассказчики, которые сообщили ему эти истории, были поражены удивительным стечением обстоятельств в той или иной ситуации. Эти истории не вписываются в привычный для Белкина уклад жизни, а именно в таких случаях явно проявляется душа человека через его поступки. Читатель может поставить себя на месте героя и думать, каков бы свой выбор, и какова бы развязка. «Повести Белкина» как побуждающее философские раздумья произведение предлагает много возможностей.

Что нового может обнаружиться, когда читатель связывает, сравнивает все эти повести? В самом деле много. Здесь мы попытаемся только осмысливать этот ворос по поводу любви. Ещё обсудим как это поддаётся Пушкиным.

 

Предложим, в каждой повести присутствут тема любви. Сначала вспоминаем отдельно. В «Выстрел» любовь представится главно у графа и его жены. А у нашего героя Сильвио казалось нет, кроме любовного «треугольника» когда он ещё был в полку, которая больше играла роль повода к столкновению. Это и видно по описанию рассказчика о его жизни в обществе офицеров, ему тогда уже 35 лет. В сюжете буля попавщая в фуражку, символику гордости, очень ранила Сильвио, а что Сильвио решил делать, чтобы мстить эту неуязвимому врагу? Он отложил свой выстрел до тех пор, пока не представится лучший случай, его свадьба. Чувствуется, Сильвио уверен, что тогда он будет первенствовать. В то время граф и нервничал о своей жене. Граф боялся не за свою жизнь а за его любовь, за жену. Граф не выдержит удара, Сильвио это прекрасно знает, он же убедится в ценности любви, которая выше и гордости, и жизни, конечно и мести. Можно сказать, Сильвио жаждет любовь, и поступок жены графа убедил его и больше. Он оказался проигравшим ещё раз. Отсутствие любви Сильвио здесь имеет большое значение и является любопытным вопросом повести. Можно и увидеть в этом отсутствии причину его трагизма, наверно, бездомность страсти.

 

В «Гробовщик» замечается то же самое, отсутствие любви и бездомность бьющейся страсти. Действительно, тема любви, если существует в этой повести, приглушенна и косвенна. Это и странно для Белкинского цикла. Вероятнее, здесь тема свадьбы и супружества, точнее боязнь потеря любви, пусть это из-за смерти супруга или смерти любви. Ведь у Адрияна Прохорова две дочери, и в сюжете он посетил торжество по случаю серебряной свадьбы другого, выпил, ссорился и спал со словами, что пригласит на новоселье не этих немцев, а своих мертвецов. В одной статье сказано, что возможно, в образе гробовщика Адрияна запечатлены сокровенные размышления поэта накануне своей женитьбы. О любви, верности и смерти, о судьбе. Это выражается и в странном соседстве серебряной свадьбы с пригрезившимися похоронами и пиром мертвецов. Автор этой статьи и обратился к известному факту: Адриян и Наталия, супружеская пара святых мучеников, покровителей невесты(296 г.), в самой смерти сохранивших верность. (Наталия, будучи вдовой мученика Адрияна, отвергает предложения о браке от знатного тысяченачальника и тайно хранит в знак верности и скорби отрубленную руку супруга в изголовье своей постели.) Даже можно представить, у гробовщика такой отрицательный характер потому, что он и мёртв, живёт душевно в мире мертвецов, в кошмарной жизни без любви.

 

Тема любви в остальных повестях явнее и хорошо знакома читателям. Учитывая длину статья, мы их пропускаем и рассматриваем все повести цикла совокупно.

В «Повестях Белкина» охватываются многие типичные любовные ситуации. Подходим с точки зрения социального преимущество, то видим в «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» как раз три возможных соотношения по социальному преимуществу: то девушка в высшей среде, то парень. Это неравенство обычно играет роль препятствия в любви. Интересно, что в истории Алексея и Лизы именно благодаря маскированному неравенству найдено счастье. В «Выстрел» богатство, знатность соперника явно возмущают Сильвио. Тем более и преимущества естественные, подаренные богом: молодость, ум, красота, весёлость и храбрость. Пушкин таким образом включил и неравенство соперников в любви.

 

В повестях «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» также замечаются конфликты разного типа между родителями и молодыми влюблёными. При сравнении этих конфликтов замечена бытописательная характеристика и важнее, изучен вопрос поставленный перед влюблёными разного времена.

Показывая разные возможности, Пушкин не только молча ведёт прогулку в саду любовных трудностей, а организует развивающий, живой процесс, в который дабавлено собственное понимание автора. Например, в каждой повести элемент трагизма. Все эти трагизмы связаны с любовью есть мрачное предсказание неразрешимости ситуации, печального ее конца. Зато в каждой повести и невероятный счастливый конец своего типа. «Повести Белкина» динамичны и неограничены, они всегда могут вызывать новые интерпретации. Именно поэтому это произведение и классика.

 

Если субъективно представить этот цикл по поводу любви в целостности, и по очереди, может получается такой путь стремления человека к счастью, к любви: начинаем с «Выстрел», в ней подмечены жажда и недоумение в лице Сильвио, который обладает чертами подростка, несмотря на его возраст. Тема развивается в «Метель». Раз человек уже решительно стремится к любви. Беспомощность в метели судьбы оттеняет его упорный поиск счастья. Как путешественик он надеется, где поворачиваются горы и наматываются реки, где тропинка кажется закончиться, там за ивой и кустом лежит одна тёплая деревушка. В «Гробовщик» человеку снилось о потере любви.

 

Во сне его и страшит предвкушение о ненайденном счастье. Всё хорошие результаты могут быть и только сладкий сон. в «Станционный смотритель» тема любви расширяется. Самому человеку удалось или нет, бывают и случаи, когда ты застреваешь в пути другого человека на счастье, и наоборот, когда он в твоём. Пусть это твоя дочь, конечно здесь Пушкин показывает, может быть, самый трагичный случай. Ранение во многих случаях неизбежно. Пушкин и в конце повести возвращением Дуны выражает увереность в доброте. Последная повесть «Барышня-крестьянка» предложила другую случаю, где всё сладится отлично в конце концов, если человек прислушивается свою душу и бороться за своё счастье. Такое и нередко. Наверное, и поэтому Пушкин поставил эту повесть последней.

 

исходя из этого представления, может наглой фантазией придумать двухлинейный сюжет из тех же историй как альтернативный вариант цикла: В первой линии графа и зовут бурмин, попавший в чужую свадьбу после метели. Потом он с женой Машей пережил встречу с мстителем. Но неожиданная судьба жесточе, чем выстрел Сильвио. После рожденя второй дочери Маша умерла. Граф Бурмин не выдержил этого удара и со временем превратился в угрюмого гробовщика. А в другой линии: Оказываясь жив, Сильвио переродился в Самсона Вырина. У него и появилась дочь Дуня, которая убежала с Минским. А Барышня-крестьянка Лиза может и быть их дочерью. В этой попытке автору хотелось бы доказывать развитие темы любви и некие связи между Белкинскими повестями.

 

Подходим к выводу. Принято считать, что Пушкин осуществлял в «Повестях Белкина» пародийно-полемическое преодоление и освобождение уже сложившихся или формирующихся в русской прозе традиций. В этом произведении Пушкин героя дает через его поведение, речь. Он ищет идеал человечности в обыкновенных людях. Образ Белкина создан как простодушный соискатель, одновременно и представитель таких людей. Таким образом Пушкин приближает литературу к реалии жизни. Что касается темы любви, во взаимодействиях всех повестей, Пушкин говорит о любви как идеале человечности, как одной из высших сил, с которой человек может не уступать судьбе.


Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?

  В 1830 году, в период, названный позднее «Болдинской осенью», А. С. Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни. За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а их автором выступает сама жизнь. Незамысловатость повествования, простота языка, которым написаны повести — это одинаково необычно как для Пушкина, так и для литературных произведений того времени. Это та Россия, о которой неправильно писать высоким поэтическим слогом - герои будут выглядеть фальшиво и нереалистично.


    Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Сюжет этой повести мог бы стать романом, поскольку действие продолжительно по времени, включает множество характеров и емких картин из жизни. Гениальность автора позволила передать все это в повести. Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства.


     Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.


    Так зачем же Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее. Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей.


    Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища. Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение. В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона. Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче.


    Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным... На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя. Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное – и так и не дожидается этого.


    Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.


    Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.


    Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает, он просто к ним не способен. Причем история с деньгами на этом не заканчивается. «Большие страсти» быстро улеглись, и, вследствие своей практичности, Вырин решает вернуться и деньги забрать, но даже здесь он опоздал и не погнался за похитителем. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти.


    Итог истории Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.


    Итак, повестью «Станционный смотритель» А. С. Пушкин поднял новую для русской литературы тему «маленького человека». Отказавшись от парадной витиеватой речи и сюжета из жизни высшего общества, Пушкин взял за основу своей повести историю о жизни незаметного человека, каких миллионы. Простыми словами он поведал читателям историю незамысловатой жизни, которая вместила в себя любовь, радости, горести, трагедию, все то, в чем тогдашние его читатели таким людям отказывали. Вырисовывая нового героя, Пушкин не призывает ни с чем бороться, ни за что выступать, он просто описывает существующую ситуацию, обращает внимание читателя на «маленького человека», живущего рядом. Рассказывая о Самсоне Вырине, Пушкин ведет обычное повествование. Лишь сквозит в его словах легкая грусть.


    Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов. Сегодня эта тема не теряет своей актуальности, т. к. и сегодня вокруг нас живет множество маленьких людей, часто беззащитных и наивных, но добрых, делающих свое небольшое но нужное дело.


В ЧЁМ СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА САМСОНА ВЫРИНА?

Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

   Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.

   Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

   В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев


КАКИЕ АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А.С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.

Пушкин приступил к работе над романом “Капитанская дочка” в начале 1833 года. Осенью 1836 года окончательно обработанный текст романа был представлен в цензуру и через некоторое время напечатан в “Современнике”.

Замысел “Капитанской дочки” мог возникнуть, когда Пушкин еще писал “Дубровского”. Здесь также должна была идти речь о дворянине, связавшем свою судьбу с взбунтовавшимся народом. Впрочем, мы речь поведем о замечательном женском характере этого произведения — о Маше Мироновой. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей — мужественных, решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова — главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Мать считает ее «трусихой» , а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку» .

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова — одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение.



ПОЧЕМУ РУССКИЙ БУНТ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» НАЗВАН «БЕССМЫСЛЕННЫМ» И «БЕСПОЩАДНЫМ»?

Кто не знает слова из пушкинской «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?

В романе, основу; сюжета которого составляю! события крестьян¬ской войны под предводительством Пугачева в 1773-1774 гг., дейст¬вительно показаны сцены крайней жестокости бунтовщиков во время взятия Белогорской крепости. Но для понимания авторской позиции очень важно учесть особый композиционный ход, который использу¬ет Пушкин. Перед главой VII «Приступ», где изображается казнь за¬щитников крепости и гибель Василисы Егоровны, жены поношенного по приказу Пугачева капитана Миронова, помещена глава VI «Пуга¬чевщина», где дается сцена допроса пленного башкирца. Ом был страшно изувечен, что является красноречивым свидетельством жес¬токих карательных мер правительства по отношению к участникам незадолго до того прошедшею восстания в Башкирии Оказывается.

4-1

что и добрейший человек капитан Миронов считает необходимым «выстрочить спину» этому бунтовщику и не видит в таком действии ничего предосудительною.

Пугачев также представлен в романс неоднозначно. Он нарисован не только как «изверг и злодей», каким его признавали дворяне, но и как защитник слабых и обездоленных, каким его видел простой на¬род. У Пушкина эю человек со своим своеобразным кодексом чести («Казнить так казнить, миловать так миловать»), придерживающийся неких нравственных принципов. В таком подходе нашла отражение-особая авторская позиция. Дело не в том. плохи или хороши участни¬ки «русского бунта», он в любом случае будет «бессмысленным и беспощадным» — таков непреложный закон жизни. И эту важней¬шую идею автор стремится не просто выразить в запоминающейся фразе, во и показать всем ходом сюжетного развития.

Вот почему так необычно вплетаются в канву исторического по¬вествования события личной жизни юросв — Маши и Гринева. Тот, кто был «злодеем для всех», ДЛЯ влюбленных оказался благодетелем, «посаженым отцом», без участия которого их судьбы никогда не со¬единились бы. Но для этого перед нами должен был предстать не просто предводитель восстания, элодей или герой, а человек, умею¬щий слышать и понимать другого человека.

В том и состоит не только «беспощадное i ь», ш> и «бессмыслен¬ность» бунта, что он заслоняет от его участников главное — способ¬ность сочувствовать другому, понимать его. видеть в нем не только «врага», но и просто человека, с его достоинствами и недостатками. Лишь поднявшись над бесчеловечным «законом» бунта, дворянин, офицер Гринев и предводитель бунтовщиков Пугачев смогли найти взаимопонимание и преодолеть жестокость.

Видимо. Пушкин хорошо понимал, что посредством бунта нико¬гда нельзя добиться ни свободы, пи счастья, ни благополучия. Ведь жестокость порождает только ответную жестокость, а потому она все¬гда будет бессмысленной.



ЧЕМ ИНТЕРЕСНА ЛИЧНОСТЬ ПУГАЧЕВА АВТОРУ И ГЛАВНОМУ ГЕРОЮ РОМАНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»?

Емельян Пугачев интересен автору произведения и Петру Грине¬ву в разных аспектах, потому что эти два человека смотрят на со¬бытия того времени с разных позиций. Пушкин — как историк и ху¬дожник, а Петр Андреевич — как типичный представитель помест¬ного дворянства, очевидец восстания, при этом человек честный и благородный.


Александру Сергеевичу Пугачев интересен, как исторический де¬ятель. И это он показывает не только в романе, но и в своем труде «История Пугачева», где автор в первую очередь интересуется исто¬рией бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачев интересен автору романа как сильная историче¬ская фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишенный казачь¬ей лихости и молодецкого задора.


Гриневу же Пугачев интересен как личность, как человек. Во-первых, главный герой не только оказался очевидцем восстания, но был знаком с Емельяном Пугачевым и был им уважаем. Во-вторых, не раз жизнь Петра Андреевича и его возлюбленной была в руках предводителя восстания, и каждый раз Гринев удивлялся тому, на¬сколько жестоким и милосердным одновременно может быть Пуга¬чев. Гриневу импонирует умение самозванца адекватно оценивать свое положение в среде восставших: «Мне должно держать ухо вос¬тро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». При этом он остается непоколебимым и смелым в своих убеждениях и поступках, даже понимая, что конец его близок: «Для меня не будет помилования! Буду продолжать, как начал». Также Гриневу Пугачев интересен как руководитель восстания, полководец. Он сравнивал систему отношений между восставшими (между Пугачевым и его соратниками) и между теми людьми, на стороне которых воевал сам. Гринев ценил то, что Пугачев, в отличие от начальства Орен¬бургской крепости, мог брать ответственность за принятые реше¬ния на себя и руководствовался общим благополучием, а не личной выгодой. Таким образом, Петр ценил Пугачева как яркую, необыч¬ную личность, в большей степени он был интересен главному герою как человек слова, принципа, дела, широкой души.


Александр Сергеевич Пушкин и Петр Гринев интересуются Пу¬гачевым по-разному, но сопоставление их мнений позволяет нам наиболее полно и красочно представить себе образ Емельяна Пуга¬чева.



РОЛЬ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

В повести «Капитанская дочка» созданы великолепные образы русских женщин, самоотверженных, чутких, любящих, способных на подвиг.

Такой является капитанша Миронова, принявшая смерть рядом со своим мужем, оставшаяся верной ему до последнего вздоха.

Маша Миронова из повести «Капитанская дочка» также олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она труслива: боится даже ружейного выстрела, а живёт довольно замкнуто и одиноко. Однако в Маше есть высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценивает человеческие качества Швабрина и Гринева. И в те дни, когда на неё сваливаются сложные жизненные испытания (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость, присутствие духа и верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. И именно в этом эпизоде по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, нашедшей в себе достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха. Само название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства.


 Многие писатели рассматривали в своих произведениях женские образы, пытались выявить сущность женщин и их истинный характер. Однако, на мой взгляд, А.С.Пушкин добился в этом самого большого успеха.

    В своей исторической прозе писатель рассматривает женский характер очень подробно, выявляя его главные черты. Особенно ясно это можно увидеть в образах Марьи Кириловны Троекуровой и Маши Мироновой.

    Марья Кириловна Троекурова – это молодая барышня, выросшая в одиночестве на лоне природы, кроткая, чуткая и мечтательная. Отца своего Марья Кириловна почитала, но друга и советчика в нём не нашла. Кирила Петрович хоть и «любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в её привязанности, никогда не мог он добиться её доверительности». Влюбившись в Дефоржа и узнав, что он – Дубровский, Маша не отреклась от него. Однако отец распорядился судьбой Марьи иначе – он отдал её замуж за нелюбимого, но богатого человека. Дубровский хотел спасти её, но не успел. В конце повести, когда Владимир останавливает карету молодожёнов и говорит героине, что она свободна, Маша проявляет всю твёрдость своего характера. Она уже жена другого человека, и не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви.

    Маша Миронова из повести «Капитанская дочка» также олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она труслива: боится даже ружейного выстрела, а живёт довольно замкнуто и одиноко. Она не стремится за богатством и за влиятельным мужем. Однако в Маше есть высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценивает человеческие качества Швабрина и Гринева. И в те дни, когда на неё сваливаются сложные жизненные испытания (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость, присутствие духа и верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. И именно в этом эпизоде по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.

    Мне кажется, что А.С.Пушкин мастерски изобразил женские образы в своей исторической прозе. Читая роман, просто невозможно не заметить, с какой любовью писатель относился к своим героинями и как ярко показывал главные черты настоящей русской женщины – честность, нравственность, смирение и в то же время твёрдость духа и силу воли.


ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В СЕМЕЙНЫХ УКЛАДАХ МИРОНОВЫХ И ГРИНЁВЫХ

орому судят о своеобразии конкретной семьи.

В повести «Капитанская дочка» перед нами предстают две семьи с их традициями и порядками — семья Мироновых и семья Гринёвых.

Обе семьи патриархальны. Отсюда похожий семейный уклад: жены выступают хранительницами семейного очага, мужья служат Отечеству, в обоих семьях принято уважать окружающих, а к детям предъявляются требования. Так, Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом. Такой подход к воспитанию сына позволяет надеяться, что из Петра вырастет человек чести, в чем мы и убеждаемся позднее.

В духе патриархальности воспитана и Маша. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает, потому что она честна, добра, бескорыстна и открыта. Всему этому Маша научилась в своей семье, где было принято любить и уважать друг друга.

Несмотря на различия: разный уровень достатка, количество крепостных, разные судьбы: один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. другой погиб, сражаясь против Пугачева, семьи Мироновых и Гринёвых являются образцом, достойным подражания.

Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, Гринёвы, живы и в новом поколении.



РАЗЛИЧИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ПЕТРА ГРИНЁВА И АЛЕКСЕЯ ШВАБРИНА

А.С. Пушкин как автор «Капитанской дочки», обращаясь к вопросам чести и долга, последовательно раскрывает различия в поведении центральных персонажей повести – Гринева и Швабрина. Оба молодых офицера служат в Белогорской крепости, происходят из дворянства.

Автор раскрывает характеры героев, опираясь на свою позицию, выраженную русской пословицей: «Береги честь смолоду» - эпиграфом последней повести Пушкина. Различны причины появления в Белогорской крепости главных героев: Гринев отправлен «понюхать пороху» отцом в воспитательных целях, а Швабрин переведен в гарнизон капитана Миронова «за смертоубийство», по словам Василисы Егоровны, жены коменданта. По-разному представляют себе воинский долг молодые люди. Это очень заметно из отношений обоих с Пугачевым. Швабрин, отринув присягу, переходит на сторону пугачевских бунтовщиков, Гринев же, не поступившись честью и офицерским долгом, все-таки помилован Пугачевым за доброту и искренность чувств. Ведь это он, не зная, что перед ним глава крестьянского восстания, в первую свою встречу с Пугачевым наградил его стаканом вина и теплым тулупом за то, что тот в буран вывел его кибитку к умету. Отличается и отношение центральных героев к Марье Ивановне Мироновой, капитанской дочке. Влюбленный Гринев сочиняет посвященные ей стихи и как доверенному лицу показывает их Швабрину. В ответ Алексей Иванович смеется и над влюбленным, и над его поэтическими этюдами. В действительности Швабрин сам пытался приударить за капитанской дочкой, да потерпел фиаско. Поэтому он стремится очернить репутацию Маши в глазах Гринева: «… чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег ". Человеческие черты Гринева – высокое чувство долга, способность к искренним чувствам, открытость, умение любить. Его жизнь подчинена народной мудрости: «Береги платье снову, а честь смолоду». В нем Пушкин показал лучшие черты офицера и дворянина. Швабрин же своим поведением роняет не только человеческое достоинство, но и дворянскую честь. Он не то чтобы не выше, а даже ниже подручных Пугачева, Хлопуши и Белобородова. И автор повести, рисуя судьбу Швабрина, подводит читателя к мысли об обреченности таких людей, ведь не случайно в итоге Гринева ждет свадьба, а Швабрина – приговор трибунала и смерть.  




ЧТО ПОЗВОЛИЛО В.Г. БЕЛИНСКОМУ НАЗВАТЬ РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ»?

  Роман в стихах "Евгений Онегин" был написан в 20—30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.,

    Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

    С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов" .

    На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:


    Петербург неугомонный

     Уж барабаном пробужден.

     Встает купец, идет разносчик,

    На биржу тянется извозчик,

    С кувшином охтенка спешит.

     Под ней снег утренний хрустит.


    И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:


    Тут был-, однако, цвет столицы,

    И знать, и моды образцы,

     Везде встречаемые лицы,

    Необходимые глупцы...


    С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, "заслуживающие известность низостью души".

    В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих "поместных владетелей”. Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

    Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

    Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:


    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно;

     В бесплодной сухости речей,

    Расспросов, сплетен и вестей

    Не вспыхнет мысли в целы сутки,

    Хоть невзначай, хоть наобум...


    Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, "чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели".

    Таким образом, в романе "Евгений Онегин" все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

    Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”. Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

    Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: “читатель ждет уж рифмы “розы”, на вот, возьми ее скорей”. А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!


    Я помню море пред грозою:

    Как я завидовал волнам,

    Бегущим бурной чередою

     С любовью лечь к ее ногам!

     Как я желал тогда с волнами

    Коснуться милых ног устами!..


    Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:


    Смирились вы, моей весны

    Высокопарные мечтанья,

    И в поэтический бокал

    Воды я много подмешал.


    Иные нужны мне картины.

     Люблю песчаный косогор,

     Перед избушкой две рябины,

     Калитку, сломанный забор...


    Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

    Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и “Борис Годунов”, и сказки. Поэт в расцвете сил, в разгаре творческого освоения народности.

    В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал. "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор.„".